FAQ in the category of Аллах

1 Почему мы не можем увидеть Аллаха в этом мире?

Одним из имен Аллаха является имя Нур (Свет). Все лучезарные создания, такие как ангелы, солнечный свет и все виды лучей, содержат в себе различного рода отражения этого имени Божьего. Глаз же человеческий в этом мире способен видеть только материальные предметы. Он не способен увидеть ни свою душу, ни ангелов записывающих деяния человека, ни различные виды лучей.

По научным данным глаз человеческий способен видеть только 2.5% из имеющихся в нашем мире различных видов лучей. Ожидать от такого ограниченного в своих способностях глаза человеческого того, что он сможет увидеть Создателя всех лучезарных творений, является, по крайней мере, противоречивым законам физики. Дополнительной причиной нашей неспособности видеть Аллаха в этом мире является то, что мы пребываем в мире испытаний. А испытание потеряло бы свой смысл, если бы мы могли видеть Создателя.

То, что мы не можем увидеть Аллаха нашими глазами, связано с тем, что все всесторонне охвачено Его Всемогуществом и Всезнанием, а также из-за отсутствия противоположности Ему.

Например, если бы солнце полностью озаряло бы пространство подобно тому, как атмосферный слой всесторонне охватывает землю, то глаз не мог бы видеть его. От всестороннего присутствия солнечного света солнце стало бы для нас незаметным. В этом случае из-за отсутствия его противоположности в виде тьмы, не было бы возможности осознать сущность солнца и распознать его. Вместе с тем, было бы невежеством отрицать существование солнца присутствующего повсеместно и озаряющего все своим светом.  

Можно провести параллель с данным примером и говорить о том, что охватывающие все и вся имена и свойства Аллаха, которые не имеют противоположности себе, также остаются невидимыми для нас.

А в потустороннем мире все будет по-другому. Души обитателей рая преобладают над их телами. Все будет в потустороннем мире создано настолько совершенно, что в сравнении с ними их аналоги в этом мире является лишь тенью. Человек войдет в рай, будучи готовым, к полному познанию всех его наслаждений и полностью достойным его. Кроме того, нужно отдельно поразмыслить о том, что даже в раю созерцание Аллаха не будет постоянным.

Из всего этого можно заключить, что обитатели рая, для того чтобы созерцать Аллаха  войдут в особое состояние и данная высшая награда Божья свершиться в своеобразной обстановке. Об этом также свидетельствует предсказание о том, что людей вернувшихся после созерцания Аллаха не узнают даже их семьи.

2 Какими качествами обладает Аллах?

Божественные качества разделяются на две категории: на личные качества и утвердительные качества.

Личные качества:

1. «Вуджуд» (Бытие)

2. «Кидаам» (Извечность, вечное существование в прошлом)

3. «Бака» (Вечность, бессмертность)

4. «Вахданият» (Единство, отсутствие сотоварищей)

5. «Киями бинафсихи» (Бытие, исходящее от него самого и не появившееся с чей-либо помощью)

6. Мухалефатун-лиль-хавадис (Несхожесть Его сущности и качеств с сущностями и качествами Его созданий)

Утвердительными качествами являются:

1. «Хаят» (Жизнь)

2. «Илм» (Всезнание)

3. «Ираде» (Воля)

4. «Кудрат» (Всемогущество)

5. «Сем» (Слушание)

6. «Басар» (Видение)

7. «Келам» (Речь)

8. «Таквин» (Сотворение, создание). Касательно данного качества необходимо отметить, что оно признается мазхабом Матуруди. Имам другой школы трактовки веры – Имам Эшари, не считает данное качество отдельным качеством, и соответственно, количество утвердительных качеств, по его мнению, семь.

В некоторых исламских трудах мы можем увидеть, что божественные имена также упоминаются как божественные качества. Например, «Карим» (милостивый) является именем Аллаха. В то же время когда мы говорим «Карим Аллах», то мы употребляем имя «Карим» в виде Его качества. 

В исламских трудах качества Всевышнего рассматриваются в трех группах:

1- Личные качества

2- Действенные качества

3- Духовные качества

Все совершенные имена Аллаха опираются на одно из этих качеств. Например, имя «Алим» (всезнающий) опирается на качество «илм» (всезнание), имя «Кадир» опирается на качество «кудрат» (всемогущество), имя «Мутакаллим» (говорящий) на качество «келам» (речь).  

Многие из Божественных имен опираются на действенные качества. Имя «Халик» (Создатель) опирается на действие творения; имя «Мухйи» (дающий жизнь) опирается на действие оживления; имя «Мусаввир» на действие придания форм, имя «Мумит» на действие умерщвления. 

А некоторые имена опираются на духовные качества Всевышнего. Имя «Хаким» (Мудрый) опирается на качество мудрости Всевышнего; имя «Кебир» (Великий), опирается на качество обладания величием; а имя «Джемиль» (Красивый) опирается на качество красоты Всевышнего.